«Не нужно тут из себя лидеров строить»
Фото: «vk.com» Леонид Шайдуров

Фото: «vk.com» Леонид Шайдуров

Учителя разогнали школьный профсоюз и пригрозили его лидеру психбольницей

Школьник из Санкт-Петербурга организовал профсоюз, в отместку учителя пригрозили ему отчислением и прокуратурой. Почему в школах не поощряется стремление к лидерству и как должна меняться нынешняя система образования?

Леонид Шайдуров – ученик 10 класса одной из гимназий Санкт-Петербурга. Как-то он занялся изучением профсоюзного менеджмента, вдохновившись лекцией зампредседателя межрегионального профсоюза «НовоПроф» и одним из лидеров Центра взаимопомощи рабочих Петра Принева о независимых профсоюзах, и ему так понравилась идея создания профсоюза учеников, что он решил создать нечто подобное прямо в своём учебном заведении. Как рассказал Шайдуров TJ, профсоюзом основанную им организацию он не считает, хотя цели и задачи у них очень похожи. Школьники заинтересовались идеей Шайдурова, и уже через месяц в «профсоюзе» насчитывалось 170 учеников.

В планах организации с нехитрым названием «Ученик» значилась борьба школьников за свои права. Например, не ставить более двух уроков подряд по одному предмету, назначать в день не больше трёх контрольных или проверочных работ. Как рассказал Шайдуров, эти правила регулярно нарушались. А ещё неформальная школьная организация намеревалась донести до учителей требование перестать придираться к ученикам из-за цвета волос или украшений. Были и далеко идущие планы: выйти на федеральный уровень и добиваться отмены ЕГЭ.

Первое учредительное собрание прошло на школьном стадионе. На неформальную встречу пришло около 30 учеников, они намеревались обсудить дальнейшие планы и сформировать цели и задачи профсоюза. Тут-то их и накрыли: директор увидела ребят через окно и решила, что это митинг. Школа расценила собрание как незаконную акцию протеста, а Шайдурова вызвали на ковёр.

«Директор сняла меня с пятого и шестого уроков, то есть прервала мой учебный процесс», - поведал лидер профсоюза TJ. «Она сказала: «Шайдуров, ты заигрался, не нужно тут из себя лидеров строить». Диалог, начавшийся как вполне себе конструктивный, быстро перерос в давление, а Шайдурова начали оскорблять и унижать. В итоге директор заявила, что обратится в прокуратуру, сдаст Шайдурова в психбольницу, и он никем, кроме дворника, по жизни работать не сможет.

Мать Шайдурова (которая, к слову, преподаёт в этой же школе) тоже была вызвана в школу для воспитательной беседы. Сперва ей сообщили, что мальчик «идёт не тем курсом», а затем и вовсе попросили забрать документы. Кроме того, на ковёр вызывали и других учеников – всех, кто, по мнению руководства школы, мог быть причастен к созданию нелегальной школьной организации.

Мальчик оказался не робкого десятка. Через социальные сети он вышел на Андрея Демидова, активиста межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» и попросил его привлечь максимальное внимание прессы к своей проблеме. Уже на следующий день об угрозах школьнику прокуратурой за создание профсоюза написали почти все российские СМИ.

Директор школы от комментариев для прессы воздержалась, а пресс-служба отдела образования Выборгского района успокоила, что подростка никто не обижал, давление на него не оказывалось, и отчислять его не планируют. Как сообщили ТАСС в комитете по образованию Санкт-Петербурга, создание школьником общественной организации в принципе не может быть причиной для отчисления.

Современная российская школа часто становится объектом нападок со стороны прогрессивно настроенной части общества. Да что там говорить, не только прогрессивной: унижения учеников, подавление инициативы – с этим сталкивается каждое поколение школяров.

«Школа – это тюрьма. Так было во все времена», - рассказала «Русской Планете» Ирина Корчагина, директор психологического центра «Счастливая семья». Человек приходит из дома, из тепличных, комфортных условий, а ему говорят: сиди 45 минут! Нравится, не нравится - сиди и слушай.

В школе всегда присутствовал аппарат насилия, подавления личности: так было, есть и будет. И в этом – благородная и в то же время тяжёлая миссия школы, считает психолог. «В современных условиях – открытости, доступности информации, демократичности - все эти проблемы обострились. И всевозможные эксперименты над школой, как сделать её более открытой, свободной, пока ни к чему не привели. Система Монтессори перестает работать в третьем классе. Ходить где захочется и бродить по классу во время урока в школе уже нельзя. Да, с одной стороны, – мы за то, чтобы формировать личность. А с другой стороны, посчитайте: сколько детей в классах? 30? И если каждый - лидер, что делать в такой ситуации с классом учителю?  Когда каждый ученик может позволить себе всё, что угодно? Им тоже тяжело в этой системе, учитывая непомерную нагрузку и небольшие зарплаты».

По словам Корчагиной, антагонизм между учителями и учениками был всегда, и это хорошо: так и должно быть. Но нельзя подавлять в детях стремление включаться в те или иные общественные структуры. «С моей точки зрения, как психолога, мальчик – большой молодец. Но он угодил в жернова системы, став невольным участником эксперимента по трансформации школы. Необходимо задействовать все возможные рычаги, чтобы помочь ему и защитить. Но даже если с учебными заведениями у него в будущем не сложится – не стоит переживать: Лев Толстой, например, институт не закончил, да и у Александра Сергеевича Пушкина были проблемы с учёбой».

Похоже, никто пока точно не знает, как решить проблему трансформации школы в условиях стремительных изменений в нашем обществе. Как бы там ни было, главное, чтобы в процессе реформ и преобразований не выплеснуть с водой самое главное: ученика.

Раскрыты детали финансирования фонда Навального Далее в рубрике Раскрыты детали финансирования фонда НавальногоСудебное дело фонда «Пятое время года» обрастает все новыми подробностями

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»