Французское счастье Игоря Костолевского
Французское счастье Игоря Костолевского

Один из главных романтиков советского кино, празднуя 70-летний юбилей, вспоминает, как попал в театр, «перепутав его с баней». Какой была главная секунда в его жизни? Ответы в материале «РП»

Игорь Костолевский родился 10 сентября 1948 года в семье респектабельного советского чиновника. Его папа, Матвей Матвеевич, занимал более чем ответственный пост, возглавляя стратегически важное советское предприятие с хлёстким названием «Экспортлес».

Когда Игорь появился на свет, отцу уже исполнилось 40 лет, матери, Витте Семёновне, было 38. Рос старший брат — Валерий. Семья была довольно далека от «кипучей театральной жизни». Симпатичный парнишка не помышлял об актёрской профессии. Не думали о ней и родители, полагавшие, что удел мужчины — найти призвание, приносящее уважение и стабильный доход.

Но картину «Опять двойка» можно было рисовать с юного Игоря Костолевского, поведение и учёба которого, мягко говоря, оставляли желать лучшего.

Если Вы читатель Русской Планеты, то до конца сентября можете воспользоваться партнёрским промокодом для покупки Ultra HD экшн-камеры для съёмок, которые никогда не сможете сделать телефоном! Положительный опыт использования камеры нашими журналистами описан в нашей статье «Камера для журналиста».

Ни один из воплощённых им впоследствии романтичных образов не выдаёт в актёре того отчаянного сорванца и несносного хулигана, которым он был в детстве и юности.

Валера был полным антиподом этого «юного исчадия ада». Он кропотливо работал над «сложносочинённым» чертежом, готовясь к сдаче проекта. В один из вечеров, вернувшись к работе, он к своему ужасу увидел, как на холсте красуется выведенная красными чернилами пятёрка.

Кто это сделал?! Вопрос риторический. И вот уже младший брат Игорь улепётывал, пытаясь спастись от «праведного гнева» старшего.

Не в восторге были от его дерзких выходок и в школе. Фамилия «Костолевский» то и дело фигурировала в списках на исключение за те или иные провинности. Логично было бы рассказать, как знакомство с искусством Мельпомены направило молодого человека на путь истинный, но не тут-то было!

В родной для актёра Театр имени Маяковского он впервые попал в качестве зрителя в те школьные годы, когда ученики начинают активно интересоваться сверстницами. На подростка, зажимающего свою спутницу на легендарном спектакле «Иркутская история», словно змеи, шипели зрители и администраторы.

Последние, в конце концов, не выдержали и попросили юного ловеласа покинуть зал вместе со своей возлюбленной. Гормональный прилив сыграл с молодым человеком злую шутку: на прощание он разразился громогласной тирадой, увенчав её словами: «Дерьмо этот ваш театр!».

Она прозвучала под восторженное хихиканье спутницы и возмущённые реплики зрителей. Юноша и предположить не мог, что с этой сценой  судьба сведёт его на всю жизнь.

По окончании школы Игорь ступил на трудовой путь, поработав пару лет испытателем в Научно-исследовательском институте кварцевой промышленности. В 1966 году 18-летнего паренька занесло в инженерно-строительный, где он продержался до второго курса и ушёл под увещевания очередной пассии, полагавшей, что он похож на молодого Есенина.  

На экзамене в школе-студии МХАТ, увидев глаза маститых экзаменаторов и услышав: «Чем удивлять будете?», он решит шокировать потенциальных педагогов раскрепощённостью, Костолевский лёгким движением небрежно снимет пиджак, расстегнёт пару пуговиц рубашки и…

— Молодой человек, вы вроде бы не в баню пришли! — прозвучит голос одного из членов приёмной комиссии. И напрочь собьёт кураж.

«Дубль два» будет лишь через год, когда Костолевский поступит в ГИТИС. Родители воспримут решение, как очередное чудачество сына, продолжение его мальчишеских выходок.

Их, закономерно, не впечатлят первые киноэпизоды, в которых промелькнёт сын. «Подумаешь, звезда!» — иронично скажет Валерка, увидев брата в бессловесной, хоть и пронзительной роли друга Сони Гурвич в фильме «А зори здесь тихие».

Отец будет осуждающе качать головой даже в тот момент, когда сын ворвётся на экраны на ослепительно белом коне в роли декабриста и кавалергарда Ивана Александровича Анненкова — одного из центральных персонажей фильма «Звезда пленительного счастья».

Кадр из фильма «Звезда пленительного счастья»

«Мужчине нужна нормальная, понимаешь? Нормальная профессия», — будет веско говорить Матвей Матвеевич, не понимая, что, появившись на экранах в этой роли, сын уже обрёк себя на всесоюзную славу.

В Театре имени В. Маяковского, в то же время, не ладилось. Андрей Александрович Гончаров, являвшийся главным режиссёром с 1967 по 2001 год «в упор не видел» Костолевского, занимая его лишь в массовке.

— Не расстраивайся! – утешали его старшие коллеги. — Что не сыграешь в молодости, то доберёшь с возрастом.

То были 1970-е годы. До Великой Эпохи Интернета, когда популярность сможет обрести любой энтузиаст, благодаря удачно залитому ролику на YouTube или слаженной работе специалистов частной студии по производству видеоконтента, создающей и распространяющей созданную на экспертном уровне многопрофильную видеопродукцию, оставались десятилетия.

Живой легендой и кумиром поклонниц, дежурящих под дверью квартиры и у служебного входа в театр, Игорь Матвеевич Костолевский станет благодаря кино.

В 1977 году на телевизионные экраны выйдет «пронзительная история с трагическим началом» — шестисерийный фильм «И это всё о нём». В основу сценария положен одноимённый роман Виля Липатова, рассказывающий о трагической гибели молодого человека по имени Евгений Столетов — секретаря первичной комсомольской ячейки.

Структурно фильм, снятый в жанре детектива, состоит из трагедии и ретроспективы событий, предшествующих гибели Столетова. Их скрупулёзно воссоздаёт капитан милиции Прохоров, роль которого исполнил Евгений Леонов. Оказывается, что погибший юноша был не согласен с тактикой работы «спустя рукава» и выдавал 300% от нормы. Именно это стало причиной возникновения к нему закономерной антипатии со стороны Алексея Заварзина (Эммануил Виторган) — бывшего зэка, работающего в бригаде.

А дальше – как в песне Владимира Высоцкого: «Вот откопаем — он опять начнёт три нормы выполнять, начнёт стране угля давать — и нам хана».

Если фильм «И это всё о нём» стал милой сказкой советской эпохи, утратившей актуальность сегодня, то другие замечательные киноработы Игоря Костолевского смотрятся сегодня с огромным интересом.

В возрасте 30-ти лет актёр блистательно сыграет роль романтика-звездочёта, работающего учителем астрономии в румынской школе с «драконовскими порядками», установленными чопорной мадемуазель Куку (Светлана Крючкова).

Однажды случится чудо. В жизни Марина Мирою появится гостья, сошедшая с подножки столичного экспресса. Мона (Анастасия Вертинская) устала от изысков столичной жизни. Затаив дыхание, она будет взирать на светила, став главной звездой в жизни Марина. Но, как известно, ни одно небесное тело не отклоняется от своего пути. И всё вернётся на круги своя.

Кадр из фильма «Безымянная звезда»

А со звёздами кино мировой величины (Аленом Делоном, Куртом Юргенсом, Клод Жад) Игорь Костолевский сыграет в картине «Тегеран-43». Кино расскажет об отчаянной попытке фашистов выполнить операцию «Длинный прыжок». Её целью была ликвидация Иосифа Сталина, Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта в ходе переговоров в столице Ирана. Советский Джеймс Бонд — разведчик Андрей Бородин — противостоит возможной политической катастрофе в 40-е (а впоследствии и в 70-е) годы

В фильме, где самым трагическим образом складываются судьбы всех главных героев, звучит гимн любви — песня «Une vie d'amour» («Вечная любовь») в исполнении Шарля Азнавура и Мерей Матье.

Эта французская тема в какой-то степени «предвосхитит» счастливый брак Игоря Костолевского с обворожительной француженкой — актрисой Консуэло де Авиланд. На заре «нулевых» она оставит свою родину для того, чтобы жить с любимым человеком в России, являться его музой, которая однажды ускользнула от румынского звездочёта Марина Мирою.

Но в жизни случаются чудеса. И всё заканчивается лучше, чем в кино.

Впрочем, до этого счастливого момента ещё далеко. И Костолевский сыграет шикарные и запомнившиеся поклонникам его таланта роли.

Вот вам Игорь Волошин, актёр эвакуированного театра, рвущийся на фронт и заключающий фиктивный (но законный!) брак с девушкой, которая мечтает вернуться из эвакуации в родную Москву. Оля предпочитает погибнуть в родных стенах, чем умереть от малярии в Ташкенте. Между фиктивными мужем и женой возникает вовсе не фиктивное чувство (картина  признана лучшим советским фильмом 1985 года).

Следователь Олег Муромцев в фильме «Вход в лабиринт» (одной из многочисленных экранизаций повести братьев Вайнеров «Лекарство против страха») будет искать ответ на вопросы, которые ставит перед человечеством изобретение лекарства, блокирующего импульсы страха. Имя ему «Метопроптизол».

Блестяще сыграв когда-то роль декабриста, Костолевский не менее интересно и удачно воплотит образ Александра I в новой, сравнительно недавней экранизации «Войны и мира».

Семьдесят лет… Для кого-то, как говорил когда-то Ростислав Янковский, это «пропасть, в которую заглянуть страшно». Но для Игоря Костолевского, пребывающего в идеальной творческой форме — всего лишь время для нового рубежа и творческих свершений.

Силы для них актёру даст его французское счастье с именем, романтичный отголосок которого, кажется, зашифрован во всех образах, воплощённых Игорем Матвеевичем на экране и в кино. Момент встречи с Консуэло актёр искренне считает главной секундой своей жизни, мимо которой ему пройти было никак нельзя.

Такая история.

Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Игоря Матвеевича Костолевского с юбилеем, желая счастья, неиссякаемой энергии и новых творческих побед!

Последний SOS подводной лодки «Курск» Далее в рубрике Последний SOS подводной лодки «Курск»Свою версию трагических событий 12 августа 2000 года предложил датский режиссёр Томас Виттенберг

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»